Экскурсия в заповедник Каменная могила

Экскурсия в заповедник "Каменная могила"




Каменная могила (укр. Кам'яна могила) — изолированный массив песчаника, по-видимому, уцелевший от разрушения отмели Сарматского моря, расположенный в долине реки Молочной в Запорожской области Украины.



Каменная могила длительное время использовалась как святилище, она содержит древние петроглифы и, возможно, древнейшие письмена, — единственный в своём роде памятник в мире.
Легендарная Каменная Могила. Двадцать минут от Мелитополя. Фантастическое нагромождение огромных валунов. Выглядит архаичнее, чем статуи с острова Пасхи и даже знаменитый город инков Мачу-Пикчу. У желающих есть возможность проверить это, сев на автобус до Мелитополя и за несколько часов проделав путь в такую глубь тысячелетий, что даже муза истории подзабыла те времена.
Учёные высказывают несколько версий относительно возникновения Каменной Могилы.



Согласно одной из самых распространённых, каменный холм - результат бурной деятельности давно уснувшего вулкана. По другой версии, это подарок метеорита, рассыпавшегося на покрытые неведомыми письменами камни от соприкосновения с твердью планеты. Приверженцы третьей считают, что святилище сотворили воды реки Молочной, которую сделали быстрым и полноводным потоком таявшие в Европе древние ледники. Они якобы и принесли с собой огромный монолит, который со временем треснул. Куски разной величины отламывались и сползали к земле. Много тысяч лет назад каменный холм принял ту форму, которую мы можем видеть сейчас. Говорят, холм очень похож на гигантскую черепаху. Еще одна версия предполагает, что на территории современного села Терпение (Мелитопольский район) находилось самое глубокое место (огромный морской водоворот) доисторического Сарматского моря. Валуны (или материалы для огромного известнякового монолита, их впоследствии породившего) притягивались водоворотом со всего моря и оседали под ним.



География. Каменная могила расположена в 2 км от села Терпенье Мелитопольского района Запорожской области и представляет собой нагромождение камней площадью около 3000 кв. метров, высотой до 12 метров. Нагромождение по форме напоминает курган (по-украински могила), отсюда и происходит её название. Каменная могила вначале, вероятно, представляла собой песчаниковую отмель Сарматского моря, единственный выход песчаника во всей азовско-чёрноморской впадине, что делает её уникальным геологическим образованием. После ухода воды Сарматского моря бывшая отмель осталась песчаным массивом, вершина которого (предположительно вследствие влияния железа латеритовых суглинков) превратилась в твёрдый песчаник. Этот массив песчаника размером 240 на 160 метров поверх мелкозернистого песка оказался на пути старого русла реки Молочной и продолжительное время (до обмеления реки и смещения русла на запад) оставался островом в русле реки. В результате водной и воздушной эрозии, массив песчаника сильно осел и постепенно раскололся на множество кусков. В настоящее время Каменная могила представляет собой песчаный холм, покрытый крупными каменными глыбами. Среди нагромождения камней множество естественных пустот — гротов, проходов и тому подобного.



Мифология и уфология места. На земле существует очень немного мест, где можно одновременно наблюдать следы жизнедеятельности различных, порой прямо противоположных по своей культуре и происхождению народов. Причём эти следы нисколько не затушёвывают друг друга.






Место, о котором мы будем говорить, полностью соответствует этим критериям. Его интересной особенностью является и то, что это один из древнейших на земле храмовых комплексов. На этом месте в различные времена обитали тысячи народов: племена эпохи первых послепотопных людей, киммерийцы, скифы, амазонки, сарматы, гунны, готы, хазары, половцы.



Один народ сменял другой, но всегда это место оставалось храмовым центром, где различные племена и народы совершали свои богослужения. Этому храму под открытым небом более 3000 лет!



Приазовская степь считается удивительным краем. Здесь как в планетарной летописи, отображены все вехи Земной истории - повсюду геологические памятники, древние курганы, каменные бабы, следы древних городищ. Среди этого разнообразия особенно выделяется «каменный остров» - сакральная территория древних – Каменная Могила. Подобных мест на земле единицы: в Тибете, Непале и Египте. Этот «каменный остров», как считают ученые, является одним из мощнейших энергетических центров планеты. Известный уфолог К. Марчук высказывает мнение, что Каменная Могила - особое место, играющее важную роль не только в масштабах планеты, но и Космоса. Сюда дважды приезжал сам Далай-лама. Большой интерес к Каменной Могиле проявляют ученые-археологи, биоэнергетики, экстрасенсы, уфологии разных стран.



История открытия. Первым исследователем, упомянувшим Каменную могилу, был Н.И. Веселовский. Раскапывая неподалеку от Каменной могилы в 1889 году курган, археолог выехал к селу Терпенье «для проверки слухов». Веселовский обнаружил «каменный курган», предположил, что это искусственное сооружение, в 1890 году раскопал несколько пещер, но, не обнаружив ни кладов, ни погребения, разочаровался и прекратил работу, оставив лишь короткую незначительную запись о Каменной могиле.



С 1932 года памятником заинтересовались сотрудники Мелитопольского историко-краеведческого музея. Они обратили должное внимание на множество наскальных изображений внутри гротов и пещер Каменной могилы. В 1934 году В.Н. Даниленко, в то время молодой сотрудник музея, руководивший раскопками на Каменной могиле, написал несколько писем в Институт археологии АН УССР, добиваясь проведения более масштабных археологических работ. Фактически В.Н. Даниленко открыл Каменную могилу для современников. В 1936 году Каменная могила была наконец-то включена в зону исследований Азово-Чёрноморской экспедиции Института археологии АН УССР, а в 1938 году уже стала основным объектом этой экспедиции. Возглавил экспедицию известный археолог О.Н. Бадер. Исследователи, главным образом, благодаря усилиям Даниленко, открыла более 30 новых пунктов с изображениями.



Работы продолжались только до 1941 года, так как были прерваны Второй мировой войной. Более того, руководитель экспедиции О.Н. Бадер (родом из Полтавской области Украины) был по происхождению немец, что послужило причиной его ссылки в Нижний Тагил. После войны О.Н. Бадер уже не смог вернуться на работу в западные районы СССР и работал в Перми, а исследования Каменной могилы возобновились уже без него только в пятидесятые годы. К В.Н. Даниленко подключились Б.Д. Михайлов и М.Я. Рудинский, который открыл ещё 13 пунктов с изображениями. В начале пятидесятых годов появились планы создать на территории Запорожской области Южноукраинское (Северокрымское) водохранилище, которое затопило бы Каменную могилу, однако исследователям удалось добиться для неё статуса заповедника. 7 июля 1954 года правительство УССР приняло соответствующее решение и выделило под заповедник 30 гектаров от земель колхоза им. Сталина. Возглавил музей-заповедник Б.Д. Михайлов. В начале семидесятых годов В.Н. Даниленко обнаружил ещё два интересных грота, а в конце восьмидесятых ещё несколько гротов обнаружил Б.Д. Михайлов.



С сороковых годов между исследователями не утихала дискуссия о датировке изображений памятника. Придерживавшиеся крайних точек зрения В.Н. Даниленко и М.Я. Рудинский умерли, оставшись каждый при своём мнении. Их основные монографии с одинаковыми названиями «Кам’яна могила» были опубликованы только посмертно. В 1994 году Каменную могилу исследовал востоковед А.Г. Кифишин, предположивший, что в петроглифах Каменной могилы есть следы протошумерской письменности. Это предположение, справедливость которого остаётся невыясненной, вызвало жаркое обсуждение на страницах популярной прессы и привлекло к памятнику большое внимание.



Петроглифы. Каменная могила содержит свыше 60 гротов и пещер, в которых сохранились тысячи петроглифов — рисунков и символов. Точное число гротов неизвестно, исписанных зон может быть больше, но, несмотря на ведущиеся с тридцатых годов XX века исследования, многие гроты и пещеры до сих пор могут оставаться засыпанными песком. При нынешнем состоянии памятника удаление песка может привести к дальнейшим обвалам глыб песчаника.



Ни в самой Каменной могиле, ни в непосредственной близости от неё не обнаружено человеческих поселений, которые можно связать с памятником. На основании этого, исследователи делают вывод, что каменная могила использовалась исключительно в культовых целях, как святилище. Кроме этого, практически все изображения Каменной могилы нанесены на внутренние поверхности каменных глыб, и их можно наблюдать только, проникая внутрь гротов, лазов и пещер, что также свидетельствует об их предполагавшейся сакральности.
На некоторых изображениях сохранились следы красной краски, которой они были раскрашены в древности. Петроглифы нанесены небольшими камнями твердых пород, которые легко оставляли следы на мягком песчанике. Несколько таких кварцевых камней были обнаружены в процессе исследований.
Современное состояние. Хотя многие аналогичные памятники в целях сохранения укрываются специальными сооружениями (например Чатал-Гююк в Турции), Каменная могила, по-прежнему, находится под открытым небом, и не проводится почти никаких мероприятий для её сохранения. Вместе с этим многие исследователи в течение XX века отмечали постепенное разрушение петроглифов. Изучение многих плит в настоящее время проходит по зарисовкам и гипсовым слепкам, которые были сделаны ещё в сороковые — пятидесятые годы. На фото Вы видите музей, где выставляется часть собранных на Каменной могиле научных материалов.





В сентябре 2008 года указом Президента Украины № 815/2008 заповеднику был присвоен статус национального. С этого времени его официальное название — Национальный историко-археологический заповедник «Каменная Могила». здесь проводятся национальные праздники, театральные постановки, психологические тренинги.






По дороге на "Каменную могилу" экскурсанты нередко посещают целебные источники в с.Терпение. Село возникло в 1862 г. как место ссылки священников-старообрядцев. Название села отразило то терпение, которое проявили поселенцы в дикой степи юга империи. Все село пронизано ручьями и источниками, часть из которых считается целебными.